Добавить в избранное
Обратная связь


г.
Логотип компании КОРА

__ КОРА // О компании // Новости // Пресса о нас // Новость: Туман над Окой

Новость: Туман над Окой

Дата: 10 декабря 2004

Туман над Окой АвтоРевю №24, 2004 г

Нехватка двигателей для малышки Оки уже стала притчей во языцех. Но к активным поискам альтернативы двухцилиндровым «половинкам» вазовских моторов на заводе ЗМА, что в Набережных Челнах, приступили только около года назад. О мелкосерийном «Окатавре», Оке с четырехцилиндровым двигателем от Таврии, мы уже рассказывали (см. АР № 22, 2004). А недавно нам показали еще несколько опытных машинок с перспективными силовыми агрегатами — включая трехцилиндровый мотор Suzuki... китайского производства!

ПОСКОЛЬКУ для «моторных» переговоров в Набережные Челны теперь все чаще ездят иностранцы, на воротах камазовского Завода микролитражных автомобилей недавно повесили англоязычную табличку с наскоро переведенным названием — Small Car Plant. Видимо, никто еще не поведал заводчанам, что small car plant на самом деле означает совсем другое — «маленький автозавод»...

Но ЗМА не так мал, как может показаться на первый взгляд. Да, ежегодно здесь делают около 40 тысяч машинок. Но на самом деле мощность завода — 75 тысяч автомобилей. И развить ее не дает только нехватка силовых агрегатов. В Тольятти уже давно вышли на максимально возможный объем выпуска двухцилиндровых моторов для Оки — 60 тысяч силовых агрегатов в год. Из них 20 тысяч сразу уходит на завод СеАЗ в Серпухове, который на 100% принадлежит АвтоВАЗу. А для завода в Набережных Челнах остается только 40 тысяч моторов.

Где взять недостающие двигатели? На Украине? Или, может быть, в Китае?

Альтернатива из Поднебесной — трехцилиндровый двигатель JL368Q3. Этот 796-кубовый моторчик мощностью 38 л.с. собирается по лицензии фирмы Suzuki (когда-то им оснащалась крошка Alto) китайской промышленной группой China North Industries Corporation (Norinco), которая выпускает электронику, моторы, стрелковое оружие и даже танки. Мотор проверенный, надежный (на Suzuki умеют делать малолитражные силовые агрегаты), оснащается балансирным валом для снижения вибраций... Коробка передач — тоже Suzuki, четырехступенчатая. И тоже китайского производства.

На ЗМА уже сделаны две экспериментальные «китайские» Оки, и на одной из них даже удалось прокатиться. Жаль, что только по заснеженному пятачку местного картодрома, да и то на летних шинах. Возможно, поэтому было трудно ощутить присутствие дополнительных пяти «лошадок» по сравнению со штатным двигателем. Коробка удивила посредственной четкостью переключений и очень «длинными» передачами. Зато компактный моторчик удачно вписался в тесное подкапотное пространство (даже запасное колесо осталось на своем месте), и при этом Ока потяжелела лишь на 10 кг. Конструкторы ЗМА уверяют, что китайский двигатель тише, экономичнее, надежнее и долговечнее двухцилиндровой вазовской «половинки». Важно и то, что Norinco JL368Q3 работает на бензине АИ-92 и оснащен распределенным впрыском топлива — в сочетании с нейтрализатором отработавших газов это позволит машине уложиться в заветные нормы Euro 2.

Да-да, о грядущих экологических переменах наконец-то задумались и на ЗМА! Нам показали один из опытных образцов стандартной Оки со впрыском топлива и нейтрализатором. Такой двигатель работает более ровно, без провалов, расход топлива снижается на 5%. Говорят, что АвтоВАЗ готов выпускать эти моторы серийно.

На Украине тоже не против оснащать 1100-кубовую «четверку» МеМЗ-245 системой впрыска топлива и нейтрализатором — специально для Оки. Пока машинку с «таврическим» карбюраторным мотором выпускает челнинская тюнинговая фирма под названием Астро-Кар. Мы ездили на таком Окатавре месяц назад и обнаружили массу огрехов — от безобразно настроенного карбюратора до «перевернутой» схемы переключения передач. Но на демо-машине, показанной журналистам на этот раз, большинство недостатков уже устранено. Двигатель закреплен не кустарно, а на нормальном стандартном подрамнике, реактивная тяга коробки передач надежно крепится к картеру коробки. От «зеркальной» схемы переключения передач решено отказаться: конструкторы разрабатывают новый механизм с нормальной схемой и уменьшенными ходами рычага...

Кстати, напомним, что результаты наших замеров разгонной динамики супер-Оки были скромными — 49-сильная машинка разгоняется «до сотни» не быстрее чем за 17,5 с. Но теперь, в Набережных Челнах, удалось прокатиться на настоящей «экстремальной» Оке — с двигателем МеМЗ-3071 от дорогих версий нынешней Славуты. Это 1300 «кубиков», распределенный впрыск и 67 «лошадей»! На зимней дороге «горячая» Ока буксует на всех передачах. Но короткие заезды показали, что машина с супермотором требует серьезной доработки шасси, а это потянет цену вверх. На ЗМА хотят выпускать 67-сильные машины на заказ — в качестве «спорткара для начинающих».

В следующем году на ЗМА помимо 40 тысяч стандартных автомобилей планируют собрать 3000 машин с китайскими силовыми агрегатами и еще 3000 — с мелитопольскими. Ока с китайским мотором будет на $550 дороже стандартной, а с украинским — на $500. Это значит, что цены на «альтернативную» Оку будут начинаться с $3500. Впрочем, вазовский двухцилиндровый моторчик, «заточенный» под нормы Euro 2 (в будущем году сделают несколько сотен таких машин), тоже повысит цену как минимум на $400.

А что дальше? Китайцы готовы ежегодно поставлять до 30 тысяч силовых агрегатов, украинцы — примерно столько же. В принципе, это позволит Челнам вообще отказаться от вазовских моторов. Но будут ли покупать Оку с китайскими и украинскими двигателями? Кто будет решать проблемы с обслуживанием, с обеспечением запчастями? А тут возникла еще одна сомнительная идея: в круг потенциальных партнеров включен Уфимский завод автомобильных моторов (УЗАМ). Бывший поставщик Москвича и Иж-Авто нынче пробавляется лишь производством запчастей, но по заказу ЗМА уже в ближайшее время готов развернуть выпуск некоего трехцилиндрового бензиного мотора по лицензии неназванного европейского автопроизводителя...

Но проблемы с Окой отнюдь не исчерпываются одними моторами. Читатели Авторевю наверняка помнят (см. АР № 11, 2002), что в ходе краш-теста по нормам EuroNCAP челнинская Ока показала себя гораздо хуже, чем Ока серпуховской сборки. Как оказалось, кузов той Оки был сварен не на ЗМА, а на прессово-рамном заводе (ПРЗ) КамАЗа, — причем с явными нарушениями технологии. Вскоре после краш-теста и на ЗМА, и на ПРЗ была проведена оптимизация технологии клее-сварных соединений кузова. Но сотрудники ЗМА сетуют, что им под силу контролировать технологический процесс лишь на собственном производстве. А камазовский прессово-рамный завод живет своей жизнью... Словом, никаких гарантий безопасности у покупателей камазовской Оки нет.

Внедрять серьезные конструктивные доработки по части пассивной безопасности в Набережных Челнах не собираются — дорого. В хлипких дверях Оки не нашлось места даже для брусьев безопасности! Менять кузовные штампы в угоду безопасности на ЗМА тем более не хотят. А вот в угоду дизайну — пожалуйста. В следующем году завод планирует вложить в рестайлинг Оки до $30 млн! Местная фирма Кора уже разработала новую светотехнику, бамперы, капот, крылья и пластиковый обвес. Модернизированную машину хотят выпускать параллельно со стандартной. О ценах — молчок. Хотя понятно, что окупить $30 млн при годовом выпуске в 40 тысяч машин за несколько лет можно только существенным повышением розничной цены...

Новые двигатели и долгожданный рестайлинг продлят жизнь Оки еще на несколько лет. Дальнейшие перспективы туманны. Ока-2, о которой столько говорилось на протяжении последних двух лет, требует не менее $120 млн инвестиций. Взять их пока негде, поэтому Ока-2 встанет на конвейер не раньше 2010 года. Если вообще встанет. Челнинский «Small Car Plant» уже ведет переговоры с зарубежными партнерами об организации лицензионной сборки какой-нибудь зарубежной машины. И вслед за другими отечественными предприятиями ЗМА может превратиться в сборочное предприятие по выпуску иномарок...

Автор: Анатолий Калийцев

АвтоРевю №24, 2004 г