Добавить в избранное
Обратная связь


г.
Логотип компании КОРА

__ КОРА // О компании // Новости // Пресса о нас // Новость: Бронированная Пограничная Машина

Новость: Бронированная Пограничная Машина

Дата: 09 сентября 2001

Бронированная Пограничная Машина AвтоРевю №18, 2001 г

До сих пор бронеавтомобиль БПМ-97 существовал только в виде ходового, причем небронированного, макета (см. АР № 5, 1999). Но недавно все изменилось. Наш корреспондент побывал в Набережных Челнах, где собирают эти автомобили.

Обычный ангар на окраине Набережных Челнов, вокруг — заводские корпуса, штабеля списанных камазовских рам... А в глубине цеха, на стапелях, стоят «крокодилы» защитного цвета — будущие броневики.
Машина, о которой идет речь (БПМ-97, бронированная пограничная машина образца 1997 года, она же «объект Выстрел»), была создана для Федеральной пограничной службы в МГТУ им. Баумана; ее серийным производством займется КамАЗ.
При чем здесь КамАЗ? Все просто: БПМ базируется на узлах и агрегатах серийного грузовика КамАЗ-4326 4х4. Технология изготовления тоже достаточно проста. На сварной кузов Курганмашзавода «навешивают» стандартные камазовские агрегаты, а различные системы (пуск, питание, охлаждение и т.д.) подвергаются доработке.
Остается отделать интерьер, поставить на место башню — и готов дешевый, но хорошо защищенный и вооруженный автомобиль («Именно автомобиль, а не бронетранспортер», — подчеркивают конструкторы).
Под его капотом стоит камазовский 240-сильный турбодизель. Что касается защиты, то верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из крупнокалиберного 12,7-миллиметрового пулемета НСВ с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-миллиметровой снайперской винтовки СВД с дистанции 1—30 м; бронировано и днище.

Все вооружение может крепиться на вращающейся башне и внутри нее: это крупнокалиберный 14,5-миллиметровый пулемет КПВТ или 12,7-миллиметровый пулемет Утес, 30-миллиметровый гранатомет Пламя, противотанковый ракетный комплекс, пусковые установки для дымовых гранат. Помимо экипажа (2 человека), БПМ может брать на борт «десант» —еще 8 человек. Вместе с экипажем и вооружением БПМ весит около 10,5 т, его максимальная скорость — 90 км/ч.

Идея создания простого и недорогого бронеавтомобиля на серийных «грузовых» агрегатах не нова. Такие конструкции были чрезвычайно популярны еще в начале века (помните броневик Austin, с которого выступал Владимир Ленин?). Но, пожалуй, ближе всего к БПМ стоят послевоенные БТР-152 и БТР-40 (их основой послужили, соответственно, ЗИС-151 и полноприводный «газон» ГАЗ-63).
Затем наша страна сделала ставку на более массивные и мощные бронетранспортеры, зато «грузовые броневики» остались достаточно популярными за рубежом. Так, армия и полиция Северной Ирландии до сих пор ездит на бронемашинах образца 1958 года, базой для которых послужил грузовик давно не существующей марки Humber. А в Германии фирма Thyssen превращает вездеходы Unimog в бронемашину TM-170, причем по своим характеристикам она наиболее близка к новому броневику из Челнов.
Где используются такие автомобили? Одно из назначений «грузовых броневиков» на Западе — полицейский спецназ и машина для конвоя (именно TM-170 сопровождают колонны грузовиков с новой валютой евро, которую сейчас развозят по странам Западной Европы). Кроме того, это — командирская машина, низкая и маневренная. Броневик может перевозить раненых, служить в разведке, при необходимости возить арестантов или ценности. Конечно, против танков его не пошлешь, плавать он тоже не умеет — но таких задач и не стоит.

Пограничникам, для которых изначально предназначен БПМ, новинка должна понравиться. Не исключено, что автомобилем заинтересуются зарубежные страны, куда продаются обычные КамАЗы. Да и качество камазовских агрегатов здесь наверняка будет выше,чем у обычных грузовиков: как-никак, военная приемка...

P. S. Когда материал был написан, первые два образца отправились на ходовые испытания. Сейчас идет сборка третьего экземпляра.

AвтоРевю №18, 2001 г