Добавить в избранное
Обратная связь


г.
Логотип компании КОРА

__ КОРА // О компании // Новости // Пресса о нас // Новость: MIMS-2004: Автобусы

Новость: MIMS-2004: Автобусы

Дата: 10 октября 2004

«Грузовик Пресс» №10, 2004 г

В России стабильно растет объём пассажирских перевозок, что благоприятно сказывается на автобусном бизнесе. Он стал привлекательнее для производителей, да и таможенные пошлины, имеющие протекционистский характер для отечественных заводов, способствуют активизации производства. За I полугодие в стране изготовлено 36 420 автобусов, что на 2,6% больше, чем за тот же период 2003 г. Ожидается, что в этом году будет произведено 73–76 тыс. ед., что примерно соответствует уровню 2003 г. Однако степень износа средних и больших автобусов составляет от 65 до 80%, и при расчетных 20 годах службы во многих районах средний возраст машин достиг 14 лет, а потому проблема обновления парка остается актуальной.

По данным АСМ-Холдинга, на автобусном рынке России работают 20 отечественных предприятий, включая те, что собирают несколько автобусов в год. И все они рассчитывают на удачное продвижение своей продукции. Самым крупным производителем автобусов в России, безусловно, является компания «Русские автобусы» холдинга «РусПромАвто», куда входят ООО «Ликинский автобус», ОАО «Павловский автобус», ОАО «Курганский автобусный завод», ОАО «Голицынский автобусный завод» и ОАО «Канашский автоагрегатный завод». Доля «Русских автобусов» на отечественном рынке увеличилась в 2003 г. до 79% по сравнению с 53% в 2002 г. Остальные российские производители довольствуются долей в 10%, 11% составляют импортируемые машины.

Повышение таможенных пошлин на автобусы не коснулось Украины и этим объясняется активное присутствие на выставке автобусостроителей этой страны, производственные мощности которых уже превышают потребности украинских транспортников. Это обещает обострение конкуренции, благодаря чему российский покупатель и пассажир останутся в выигрыше, остановив свой выбор на лучшем из предлагаемых изделий. Это объясняет огромный интерес, с которым специалисты знакомились с автобусными новинками, а также широкая палитра экспонировавшихся моделей.

Бориспольский автозавод

ЗАО «Бориспольский автозавод» (БАЗ), созданный в 2001 г. для выпуска городских и междугородных автобусов малого класса, выставил несколько моделей из своей обширной гаммы, рассматривая Россию в качестве главного зарубежного партнера по сбыту своей продукции. Производственные мощности завода составляют 800 машин в год. В 2003 г. было выпущено 405 машин. Предприятие наряду с учрежденным в 2003 г. «Черниговским автозаводом» входит в промышленную группу «Эталон-Авто». Главная особенность автобусов объединения – кузова из оцинкованной стали с широким применением крупных стеклопластиковых панелей. Они устанавливаются на шасси ГАЗ, IVECO, ТАТА, ISUZU.

На выставке были показаны школьные, городские, пригородные и междугородные машины. БАЗ-2215 «Школьник» на шасси «Газели» комплектуют бензиновым мотором ЗМЗ-4066.10 мощностью 110 л.с. либо польским дизелем Andoria 4СТ90 мощностью 90 л.с. В салоне размещается 15 пассажиров: 14 детей и один взрослый сопровождающий. Полная масса автомобиля 3 850 кг, габариты 5 680х2 070х2 630 мм, база – 3 150 мм. Пассажирская двухстворчатая дверь снабжена вакуумным приводом. Расход топлива дизельной модификации составляет 12,5 л/100 км при 60 км/ч. Такой автобус может работать и в качестве маршрутного такси.

Автобус малого класса «Эталон» БАЗ-А053.02 (пригородный, длиной 6 030 мм с числом мест 22, в том числе 18 для сидения) разработан на рамном шасси ТАТА и оснащен дизелем ТАТА 497ТС мощностью 90 л.с., выпускаемым по лицензии Mercedes-Benz. Подвеска мостов рессорная, тормоза с гидравлическим двухконтурным приводом и вакуумным усилителем. Шины размером 7,50R16. С ноября 2002 г. завод начал выпуск более крупных рамных автобусов «Эталон» БАЗ-А079.09 для пригородных перевозок. Их вместимость – 34 человека, из них 25 могут располагаться на сиденьях. Габариты автобуса 7 150х2 240х 2 880 мм, база – 3 800 мм. Автобусы «Эталон» А079 созданы на базе индийского переднемоторного шасси грузового автомобиля ТАТА-613 с 6-цилиндровым дизелем рабочим объемом 5,7 л, развивающим мощность 130 л.с. и максимальный крутящий момент 363 Нм. Моторесурс этого двигателя оценивается в 1 млн. км. На автобусы «Эталон» ЗАО «Бориспольский автозавод» предоставляет гарантию 1 год либо 40 тыс. км пробега, при этом техническое обслуживание в России осуществляет фирма «РусУкрАвто».

Новинка ОАО «БАЗ» – автобус малого класса БАЗ-212 «Славутич», созданный совместно с конструкторами московского АМО ЗИЛ, на стенде которого и демонстрировался. В отличие от других автобусов того же класса «Славутич» имеет несущий низкопольный кузов. В городском варианте он рассчитан на перевозку 37 человек при 15 местах для сидения. Габаритные размеры машины 6 455х 2 720х3 700 мм, снаряженная масса – 4 660 кг. Силовой агрегат – минский дизель ММЗ Д-245.12С мощностью 136 л.с. с механической 5-ступенчатой коробкой передач. У автобуса оригинальные подвески мостов. Спереди и сзади в качестве упругих элементов применены пневмобаллоны с системой автоматического регулирования положения кузова над дорогой. На остановках кузов опускается для облегчения входа и выхода пассажиров. Система тормозов имеет пневмогидравлический привод с двумя контурами и регулятором тормозных сил. Стояночный тормоз с пружинными энергоаккумуляторами.

В обширной гамме автобусов ОАО «БАЗ» есть и заднемоторные модели. Новейший БАЗ-3202 «Пролисок» («Подснежник») представляет собой современный низкопольный автобус малого класса для городских и пригородных перевозок на линиях с небольшим пассажиропотоком. На автобусы устанавливается (сзади) индийский дизель ТАТА-697 (130 л.с.) или IVECO 8040.45 (103 л.с.). Габариты 38-местного автобуса – 6 620х2 220х2 740 мм, колесная база – 4 010 мм. Автобус оснащен пневмоподвеской с регулированием уровня пола и возможностью наклона кузова. Минимальное расстояние от пола до асфальта – 500 мм. Автобус укомплектован шинами размером 225 R16 и расходует при городском цикле 19 л/100 км.

Самым крупным экспонатом был 9-метровый городской автобус «Роксолана» БАЗ-А411 – вместимость 70 пассажиров с 20 местами для сидения. Минимальный уровень его пола всего 360 мм. Он оснащен 4,76-литровым 4-цилиндровым дизелем Deutz BU 4M1013ES мощностью 143 л.с., к которому пристыкована 6-ступенчатая механическая коробка передач. Автобус имеет регулируемую пневмоподвеску с опусканием кузова на остановках, современную тормозную систему и автономный обогрев салона от жидкостного отопителя DBW 2010.

Волжское производственное объединение «Волжанин»

Предприятие, созданное в декабре 1993 г. на базе автоколонны №1732 г. Волжского, 5 лет собирало автобусы из машино-комплектов, получаемых с Ликинского завода, накапливая опыт производства и формируя коллектив. Первый автобус собственной разработки увидел свет в 1997 г. С 1999 г. начат серийный выпуск автобусов с маркой завода. В настоящее время ЗАО «Волжанин» – современное предприятие, серийно выпускающее машины разного назначения по гибкой стапельной технологии. При сборке максимально учитываются запросы заказчиков. Широко применяются не только отечественные, но и импортные силовые агрегаты.

Основание и каркас кузова изготавливают из низколегированной стали 09Г2С, цельнотянутые борта с дополнительными ребрами жесткости обеспечивают высокую прочность кузова, облицовочные панели выполняют из стали с двухсторонней оцинковкой. Наконец, колесные ниши, подножки салона, топливный бак изготовляют из нержавеющей стали.

На выставке завод показал две новейшие разработки: специальную версию междугородного «Волжанин»-5285 на 12-метровом шасси Scania и малый автобус «Волжанин»-3290 на агрегатах ТАТА. В полноразмерном автобусе комфортабельный VIP-зал легко можно трансформировать в спальное купе. Машина оснащена видео- и аудиоаппаратурой, спутниковым телевидением, имеются туалет, мини-кухня, гардероб и даже душевая комната. Впервые в России этот автобус оборудован автономным электропитанием. Модель рассчитана на обслуживание руководителей высшего звена, подобных в нашей стране еще не строили.

«Волжанин»-3290 – попытка закрепиться в новом для завода секторе рынка. Пока это перспективный образец пригородного автобуса вместимостью 21 место с расположенным спереди 6-цилиндровым дизелем. Багажное отделение имеет объём 1,5 м3. Длина машины – 8,0 м. От известных конструкций машину отличает более просторный и комфортабельный салон.

ОАО «ГАЗ»

В производстве автобусов в России доля ОАО «ГАЗ» составляет 47,9%. В 2004 г. исполнилось 10 лет с начала выпуска «Газелей», в семействе которых имеются автобусы малой вместимости, получившие широкое распространение. Рестайлинговые версии «Газелей» и «Соболей» для перевозки пассажиров с колесной формулой 4х2 и 4х4 традиционно занимали немалую часть экспозиции автогиганта. Еще одно семейство автобусов появится после начала выпуска в 2005 г. 4-тонного ГАЗ-3310 «Валдай», предсерийный образец которого был показан в Москве.

Для перевозки людей с ограниченной подвижностью ГАЗ предлагает «Соболь» с ручным управлением, боковым подъёмником для инвалидных колясок, поворотным сиденьем водителя. Образец такого автомобиля был впервые продемонстрирован в Москве.

Шасси ГАЗ используют в своих разработках успешно развивающаяся компания «Самотлор-НН», крупнейший в России изготовитель специализированных медицинских автомобилей. На MIMS посетители могли познакомиться с несколькими новыми версиями таких машин на базе «Газели», и увидеть впервые практически заново созданный школьный автобус на шасси капотного грузовика ГАЗ.

АМО ЗИЛ

Несмотря на общее оздоровление обстановки на заводе и рост выпуска грузовых автомобилей, производство автобусов на шасси ЗИЛ-5301 «Бычок» в этом году снизилось на 62,8%. На выставке среди шеренги грузовиков ЗИЛ демонстрировал два автобуса: городской ЗИЛ-3230 «Скиф» на шасси ЗИЛ-5301БО и совместную разработку с ЗАО «Бориспольский автозавод» – БАЗ-А212 «Славутич». В кузове «Скифа» – 15 мягких удобных кресел. Максимально допустимое число перевозимых пассажиров ограничено числом 31. Дизель Д-245.9Е2, развивающий 136 л.с. при 2 400 мин-1, позволяет автобусу полной массой до 6 950 кг двигаться по асфальту со скоростью до 95 км/ч. Конструкция кузова весьма современна. Двери салона – травмобезопасные, с пневмоприводом. Ветровое стекло антирефлексное. Рабочее место водителя оборудовано принудительной вентиляцией. Все закрытые полости каркаса кузова покрыты антикором. Дополнительный подогрев двигателя при низкой температуре обеспечивает автономный отопитель Webasto.

ОАО «Черкасский автобус»

Украинский промышленно-инвестиционный холдинг «Богдан», куда входит ОАО «Черкасский автобус», заявил себя новым серьезным претендентом на «российский автобусный пирог». Автозавод, ранее называвшийся «Черкасским авторемонтным», с 2000 г. выпускает автобусы с торговой маркой «Богдан», разработанные специалистами АО «Укравтобуспром» (бывший Всесоюзный институт автобусотроллейбусостроения). Благодаря качественным кузовам и рамным шасси ISUZU, автобусы отличаются высоким уровнем надежности, у них минимальный процент аварийных сходов с маршрутов. Все автобусы «Богдан» имеют пробег до капремонта в 1 млн. км, при этом благодаря разумной цене они быстро окупаются.

Компания «Богдан-Сервис», официальный представитель ОАО «Черкасский автобус», продемонстрировала три модели автобусов: А145 ISUZU, А092 ISUZU и А092.01 ISUZU. Средний пригородный А145 с габаритами 9 600х2 500х2 880 мм имеет пассажировместимость 80 человек при 39 сидящих. Презентация модели состоялась в апреле этого года на Киевском автосалоне. В качестве силового агрегата на нем установлен 6-цилиндровый 200-сильный дизель ISUZU с 6-ступенчатой механической коробкой передач. Важной особенностью машины являются пневматические подвески обоих мостов.

А092 – малый пригородный автобус с комфортабельным салоном на 27 мест. Он оборудован кондиционером, телевизором с DVD-плеером, АБС в системе тормозов. Четырехцилиндровый турбонаддувный дизель ISUZU 4HF1-XS развивает 121 л.с. при 3 200 мин-1. Подвеска мостов рессорная. На базе А092 выпускается малый городской А092.01. Его особенность – низкий уровень пола в заднем свесе, что позволяет перевозить инвалидов в колясках. Специальные крепления для двух колясок, отсутствие ступенек и выдвижной «трап» для их заезда гарантируют необходимый уровень удобства и безопасности. Общая вместимость автобуса 45 человек при 15 сидящих в мягких креслах.

ЗАО «ЛАЗ»

Львовский завод уверенно преодолевает кризис. Если в 2002 г. он выпустил 243 автобуса, а в 2003 г. – 390, то план на 2004 г. предусматривает изготовление 800 машин, из которых 560 должны быть поставлены на российский рынок. Новые инвесторы предприятия, венгерские компании Danker Kft и Рharma Market Kft, вложили в его возрождение более $30,6 млн. в результате чего свет увидели автобусы нового поколения (НеоЛАЗ). На выставке «АвтоЛАЗ» представил три новых серийных низкопольных автобуса.

Полутораэтажный туристический НеоЛАЗ (ЛАЗ-52081), в организацию производства которого вложено около $4 млн., продукт, особенно настойчиво продвигаемый на российском рынке. Машина выпускается с мая 2004 г. Ее вместимость 51 человек. В списке стандартного оборудования аудио- и видеосистема, два холодильника, туалет, кондиционер Webasto. На автобусе установлен дизель Mercedes-Benz OM454, электропневматическая тормозная система Knorr-Bremse, передняя независимая и задняя зависимая пневмоподвески. Кузов выполнен из оцинкованной стали, панели боковин приклеены к каркасу материалами SIKA. Ресурс двигателя до капитального ремонта составляет 2 млн. км.

Низкопольный городской «Сити» ЛАЗ А-183 рассчитан на перевозку в часы пик 100 пассажиров. Его габариты 12 000х2 550х3 060 мм, колесная база – 5 850 мм. Радиус поворота равен 12 м, высота подножек всего 0,35 м, высота пола 0,37 м. Автобус укомплектован 6-цилиндровым дизелем Deutz BF GM 1013ECP мощностью 265 л.с., сблокированным с гидромеханической трансмиссией Voith (или ZF). Подвеска пневматическая с возможностью подъёма или опускания кузова. Среди особенностей конструкции кузова – применение стальных прямоугольных и профильных труб, клееных боковых панелей, стеклопластиковых панелей передка и задка.

ретьей новинкой стал новейший низкопольный аэропортовый автобус «SKyBus» ЛАЗ АХ-183, построенный на основе городского А-183. Его главное отличие от последнего – это уникальная формула дверей: 2-2-2 (справа: 1-4-2, слева 0-4-0). Для удобства быстрого входа и выхода пассажиров автобус имеет не только двери, расположенные с двух сторон автобуса, но и большие накопительные площадки. Безопасность пассажиров на этой модели автобуса гарантирует установленный ограничитель скорости, не позволяющий машине полной массой до 18 000 кг превысить скорость 40 км/ч.

Компания «Русские автобусы» (холдинг «РусПромАвто»)

Это крупнейший производитель автобусов в России, объединяющий несколько заводов.

ООО «Ликинский автобусный завод» приступил к выпуску ЛиАЗ-5256, в том числе газовых, оснащенных гидромеханическими коробками передач Allison. Шесть ступеней, автоматическая подстройка системы переключения передач под манеру езды водителя и условия движения с учетом профиля местности позволяют существенно экономить топливо по сравнению с другими трансмиссиями. В системе управления трансмиссией есть два режима работы: городской и пригородный, что также позволяет эксплуатировать автобус наиболее рентабельно.

ЛиАЗ представлял также первый российский сочлененный автобус модели «6213» с высотой пола 0,325 м и 300-сильным двигателем Caterpillar 3126 Euro-3. Вместимость автобуса – 171 человек, из них 39 могут ехать сидя. Габариты автобуса 17 990х2 500х2 880 мм. Коробка передач 3-ступенчатая гидромеханическая Voith Diva 863.3Е. Силовой агрегат размещен позади ведущего моста задней секции автобуса. Рядом демонстрировался ЛиАЗ-62ХХ для городского и пригородного сообщения длиной 15,0 м, а также обновленная версия автобуса ЛиАЗ-5256.23 с дизелем Euro-2.

Новинки ПАЗ-3203 и ПАЗ-3204 станут новыми базовыми автобусами Павловского завода.

Курганский автобусный завод был представлен автобусом для пригородного и межрайонного сообщения семейства «Аврора». По сравнению с базовой версией его вместимость салона была увеличена на девять посадочных мест. В автобусе предусмотрены сквозные багажные отсеки общим объёмом около 5 м3.

РУП «МАЗ»

Автобусное производство Минского завода продемонстрировало две новинки. Первая – малый 8-метровый МАЗ-256, первый представитель второго поколения минских автобусов. Он имеет 28 мест для сидения, соответствует экологическим нормам Euro-2 и отличается привлекательным дизайном. Кузов изготовлен с широким применением стекло-пластиковых панелей, причем и панели, и стекла приклеены к каркасу. Предполагается, что в это семейство войдут туристические, пригородные и бизнес-варианты, т.е. будет несколько модификаций. Габариты автобуса 8 090х2 500х3 200, база – 4 200 мм. Снаряженная масса 7 400 кг. Планируется установка дизеля ММЗ Д-245.30 мощностью 155 л.с. или двигателя Deutz BF4M1013FC мощностью 170 л.с. Коробка передач – ЗИЛ или ZF. Максимальная скорость автобуса 100–113 км/ч.

Новый туристический МАЗ-251, также относящийся ко второму поколению автобусов МАЗ, оборудован на уровне строгих международных стандартов этого класса (кондиционер, независимый отопитель кабины водителя, независимый жидкостный подогреватель двигателя, кухня, холодильник, туалет, аудио- и видеосистема). Вместимость 12-метрового «лайнера» – 51 человек, снаряженная масса – 13,5 т. Двигателей предлагают два: MAN D2866L OH мощностью 360 л.с. или Mercedes-Benz OM 501 LA, развивающий 260 л.с. Ходовая часть автобуса имеет централизованную систему смазки. Максимальная скорость достигает 134 км/ч. Уже в текущем году обе представленные новинки будут выпущены в виде первой промышленной партии.

ЗАО «МЗПА»

Мичуринский завод по производству автобусов (МЗПА) начал свою деятельность в 1951 г. в качестве авторемонтного предприятия. С 1955 г. он стал специализироваться на ремонте автобусов, восстанавливая до 1 500 шт. в год. Оригинальная «блочная» технология ремонта, когда замене подвергалась половина, а то и всё основание кузова, позволила в 1993 г. приступить к самостоятельному производству автобусов модели ЛАЗ-695Н и его модификаций. В феврале 1995 г. начался выпуск автобуса, разработанного своими силами. В настоящее время выпускаются четыре модели, при этом технология производства непрерывно совершенствуется. Сварные трубчатые каркасы из высокопрочной стали, открытая рама, боковины из оцинкованной с двух сторон стали и стеклопластиковые элементы облицовки хорошо противостоят коррозии и легко ремонтируются при эксплуатации автобуса. В 2002 г. завод выпустил 379 ед., в 2003 г. – 248. На выставке МЗПА показал свою последнюю разработку – 13-метровый заднемоторный автобус нового поколения МАРЗ-5277, рассчитанный на перевозку 120 пассажиров. На основе городского варианта создан 45-местный междугородный МАРЗ-5277-01. Автобусы комплектуют 230-сильным дизелем ЯМЗ-236НЕ-2, 5-ступенчатыми механическими коробками передач. Подвеска мостов зависимая, пневматическая.

ОАО «КАМАЗ»

Автобусное производство КАМАЗа должно ежегодно выпускать по 1 200 машин в год – таковы перспективные планы. Пока до их реализации далеко, но темпы прироста производства впечатляют! За 7 месяцев 2004 г. на рынке реализовано 340 автобусов против 192 за тот же период прошлого года. С учетом уже произведенных, но еще не укомплектованных автобусных шасси, выпуск достиг 494 ед., против 378 в январе–июле 2003 г. Укрепить позиции компании на российском рынке призван новый НефАЗ-5299-21 с газовым двигателем – первая совместная разработка специалистов Нефтекамского завода и КАМАЗа. Автобус вмещает 98 пассажиров и имеет 29 сидячих мест. Газовый турбонаддувный двигатель КамАЗ-820.53-260 с охлаждением наддувочного воздуха использует сжатый природный газ (метан), развивая мощность 260 л.с. при 2 200 мин-1 и крутящий момент 931 Нм при 1 300-1 500 мин-1. Газ под давлением 220 бар хранится в баллонах объёмом 990 л, из них два (по 315 л) установлены в задней части кузова, остальные – на шасси, с левой стороны салона. Запас хода автобуса – 450 км. В основном, автобус собран из отечественных компонентов, импортных немного. В частности – гидроусилитель руля интегрального типа закупается у фирмы РРТ (Сербия-Черногория). Коробка передач – автоматическая Voith Diva-3. Применены зависимые пневматические подвески: передняя на двух пневмоэлементах, задняя на четырех. Салон обогревается четырьмя отопителями от системы охлаждения и независимого газового подогревателя Webasto.

ООО «СканТат Алабуга»

Компания была создана в качестве дочернего предприятия шведской Scania для производства городских, междугородных и туристических автобусов большого и малого классов. В 2003 г. увидели свет первые, собранные в Елабуге (Свободная экономическая зона «Алабуга»), комфортабельные туристические СканТат-6208. Автобусы собираются целиком из импортных комплектующих и отличаются от европейских специальным «российским пакетом», включающим двойное остекление салона, более мощные отопители, специальный кондиционер и т.п. Заказчик получает машины спустя 2–3 месяца после первой предоплаты. В настоящее время они уже работают в Санкт-Петербурге, Казани, Ижевске, Екатеринбурге и других городах России.

На выставке был представлен образец на 47+1+1 пассажиров. При длине 12 500 мм и высоте 3 600 мм снаряженная масса автобуса составляет 13 230 кг, полная – 17 500 кг. Шестицилиндровый двигатель ДС 9.03, развивающий мощность 300 л.с. при 1 900 мин-1 , позволяет машине достигать скорости 115 км/ч. Коробка передач 9-ступенчатая, механическая, оборудование салона включает аудио- и видеосистему, мини-кухню с кипятильником, холодильник, туалет, спальное место водителя, кондиционер. На выставке демонстрировались городской и междугородный автобусы OmniLink, производимые компанией ООО «Скания-Питер».

Ikarbus

Предприятие, расположенное в Зенуне (недалеко от Белграда), что в современной Сербии, понемногу осваивает российский рынок с помощью своего генерального импортера ЗАО «Тушино-Авто». На выставке показали два туристических автобуса: Ikarbus IК-104 Colo длиной 11,86 м и вместимостью 47/52 пассажира, а также Ikarbus IК-308 длиной 8,11 м, рассчитанный на 31+1+1 места. В техническом плане автобусы базируются на силовых агрегатах и мостах, выпускаемых по лицензии компании MAN венгерскими заводами RABA и FAP. В стандартную комплектацию машин входят люки в крыше с электроприводом, тахограф, зеркала заднего вида с электроприводом и подогревом, АБС, подкрылки колесных ниш. Боковые панели кузовов автобусов выполнены из оцинкованного листа. По заказу устанавливают двойное остекление, дополнительный автономный отопитель, систему подогрева дизельного топлива, кондиционер, ретардер Voith, аудио- и видеосистемы, туалет, холодильник, «северный пакет», облегчающий эксплуатацию автобусов при температуре воздуха до –40°С.

Автор: Л. Тимонин

«Грузовик Пресс» №10, 2004 г