Добавить в избранное
Обратная связь


г.
Логотип компании КОРА

__ КОРА // О компании // Новости // Пресса о нас // Новость: Проект «Айсберг»

Новость: Проект «Айсберг»

Дата: 01 ноября 1996

Проект «Айсберг» АвтоРевю №20, 2006 г

Кабины современных магистральных грузовиков устроены одинаково: спереди — сиденья водителя и сменщика, за ними (редко — над ними) места для отдыха. А что если организовать внутреннее пространство иначе? Того, что получилось, не ожидали даже авторы проекта — конструкторы и дизайнеры фирмы Кора из Набережных Челнов... «Сначала мы долго не могли поверить в то, что придумали, — рассказывает технический директор Коры Борис Сорокин. — Первой мыслью было: «Бред!» Мы еще и еще раз расставляли стулья,имитируя кабину; вычерчивали схемы — никакой ошибки в расчетах нет! Наконец, мы решились и подали заявку на патент: идея, на удивление, была быстро запатентована... И тогда с помощью дружественной фирмы ПЛАЗ был построен макет в масштабе 1:5; над его экстерьером и интерьером работал Евгений Якимов». Что же стоит за красивым именем Айсберг?

КОРА. ШТРИХИ К БИОГРАФИИ
Фирма Кора собирает силовые агрегаты КамАЗ в «автобусной» комплектации, устанавливает КПП КамАЗ с британским тросовым приводом Morse на автобусы ЛиАЗ-5256, продает фильтры Donaldson... Но это — для денег. А для души — проекты новых автомобилей.
Все началось в НТЦ КамАЗа, где большинство сотрудников Коры проработало немало лет. Они, к примеру, разрабатывали известную в свое время, но, увы, не пошедшую в серию «большую» кабину для КамАЗа. Магистральному тягачу с кабиной Sisu повезло больше: сегодня его выпускает фирма Альткам. Один из нынешних, реализованных, проектов — инкассаторский броневик Ладога со стеклопластиковым кузовом для Кировского машиностроительного завода в Питере.
Что касается Айсберга — это рабочее название проекта, над которым родоначальники Коры работали еще в 1987 году на КамАЗе. Тогда руководство завода отнеслось к проекту скептически: уж слишком революционным он казался. Айсберг соответствовал названию: на виду — лишь верхушка. А в глубине...

КОНЦЕПТ-ТРАК. РОССИЙСКИЙ ВАРИАНТ
Прежде всего Айсберг — это проект не только кабины, но и всего магистрального тягача. Вначале авторы переработали гору информации, стараясь выявить тенденции развития конструкции магистральных тягачей, перевозок, дорожного законодательства разных стран, развития технологий (в том числе конверсионных). Все это наложило определенные ограничения на проект — но в то же время начала вырисовываться новая машина.
Поскольку основное место работы Айсберга — Россия, то ему не должны быть страшны плохие и обледенелые дороги; разумеется, тягач должен соответствовать стандартным европейским габаритам, легко вписываться в транспортный поток и тянуть разрешенный максимум груза.
Итак, машина — двухосная, с колесной формулой 4x4 (схема привода несколько напоминает Audi quattro). Полная масса тягача —18 т, причем нагрузка равномерно распределяется на обе оси. Вес колеса — управляемые, подвеска — на пневмоэлементах, независимая спереди. В конструкции применяются композиты; есть различные электронные системы...
С момента разработки прошло 9 лет, о чем мечтали авторы Айсберга, уже реализовано в гой или иной мере — увы и еще раз увы, не у нас. Только к идее создания подобной кабины до сих пор не подобралась ни одна зарубежная фирма — хотя ничего невыполнимого здесь нет, а наружные размеры остаются стандартными!

НОВЫЙ ДОМ ДЛЯ ДАЛЬНОБОЙЩИКА
Развитие бескапотных «дальнобойных» кабин в Европе происходило примерно так. Вначале появилось спальное место за сиденьями, затем, подняв потолок кабины, наверху разместили еще одну спальную полку. Наконец, конструкторы пришли к кабинам типа Renault Magnum, DAF Super Space или Mercedes Actros Megaspace — с ровным или почти ровным полом, длиной около 2200 мм, шириной 2500 мм и высотой (от дороги до крыши) примерно 3800— 4000 мм; ровный пол находится на высоте 1700 мм.
В будущем эти габариты, скорее всего, не изменятся, поскольку размеры силового агрегата для тягачей, разрешенная длина автопоездов, габариты дорог и дорожных сооружений останутся прежними или почти прежними.
В то же время интенсивность грузовых перевозок в Европе растет; маршруты становятся все длиннее, а время, отведенное на ремонт и простои, — все короче. При этом остаются, например, наши печально знаменитые границы с жуткими очередями. «Зимой на украинско-российской таможне мы стояли по пятьдесят (это не ошибка — пятьдесят!) дней»,— сказал мне знакомый дальнобойщик из Львова... Значит, обычную кабину надо максимально приспособить для длительного проживания и отдыха — как в пути, так и на стоянке. Как это сделать? Конечно, в обычной «большой» кабине можно разместить холодильник, микроволновую печь и кофеварку, но на этом запас пространства исчерпывается. Даже авторам новейшего тягача Mercedes Actros пришлось пожертвовать верхней спальной полкой, чтобы разместить «кухонный блок».
В свое время один чешский дизайнер (он проектировал концепт-трак для фирмы Renault) попробовал пойти нестандартным путем, предложив разместить сиденья на подиуме, «под потолком», а спальные места, отделенные от рабочего отсека перегородкой. внизу, вдоль кабины. Однако такая кабина получилась длиннее традиционной едва ли не на метр, а в Западной Европе, как известно, каждый сантиметр на счету.
В одном этот дизайнер был прав: зоны отдыха и работы надо разделить, чтобы сменщик мог отключиться от дороги — он не должен жить заботами водителя и наблюдать за его манипуляциями.
Поэтому водитель Айсберга тоже сидит на подиуме, но в одиночку, а вся остальная «кабинная жизнь» происходит внизу. Нижнее спальное место (надо заметить, выглядит оно очень уютно) расположено слева продольно; на нем можно лежать головой к задней стенке, а в спинку подиума вмонтирован телевизор. Вторую, откидную, полку расположили, как обычно, сзади поперек — на верхнем ярусе. Телевизор есть и здесь: он встроен в консоль на потолке.
В результате такой перестановки освободилось немало места справа и сзади. Что здесь можно разместить? Например, очень солидный кухонный блок на задней стенке: его крышка откидывается на манер секретера, образуя стол. Внутри — холодильник, микроволновая печь, газовая плита, мойка, место для посуды, рядом — небольшой диван. Если убрать стол, можно спустить с потолка и разложить душевую кабинку (Помните проект магистрального тягача голландского дизайнера Корнелиуса Стинстра — см. АР № 3, 1996? Он тоже предлагал встроить раскладной душ, только не в потолок, а в пол.) Наконец, есть биотуалет, выдвигающийся из нижнего отделения гардероба на правой стене...
Пожалуй, я бы не отказался переехать на постоянное жительство в такую кабину!

***
«Снаружи, правда, тягач выглядит не очень эффектно, — сказали мне авторы Айсберга напоследок. — Все правильно: пока мы акцентировали внимание только на интерьере».
Что будет с этим проектом дальше? Увы, пока нет денег на его реализацию — даже в виде полноразмерного макета. Поэтому сейчас Кора работает над «земным» и более реальным проектом: это заказ на бескапотную кабину для отечественного «грузового» завода. Какого? Об этом говорить еще рано...


Автор: Ф. ЛАПШИН

АвтоРевю №20, 2006 г