Добавить в избранное
Обратная связь


г.
Логотип компании КОРА

__ КОРА // О компании // Новости // Пресса о нас // Новость: БУДЕТ ЛИ В РОССИИ СЕВЕРНЫЙ АВТОБУС?

Новость: БУДЕТ ЛИ В РОССИИ СЕВЕРНЫЙ АВТОБУС?

Дата: 04 февраля 2002

Автостандарт №2, 2002 г

Старожилы Норильска рассказывают историю, как в семидесятые годы произошла авария на теплотрассе и часть города осталась без тепла при 50°С мороза на улице. Всю ночь, пока устраняли аварию, люди грелись в автобусах, всё обошлось без обморожений. Выручили специальные ЛиАЗ-677 в северном исполнении.

Недолго выпускал крупнейший в СНГ автобусный завод транспорт для северных регионов - дорого, хлопотно, никакой финансовой заинтересованности. А люди продолжают жить там, где зима длится 200-250 дней в году. Самые богатые и прибыльные сырьевые предприятия находятся в районах Крайнего Севера. Сухие строки статистики: в России 54% территорий имеют более 30 дней в году температуру ниже - 30 С, 36% территорий - ниже - 40 С и 19% территорий - ниже -50 С. Резкие колебания давления воздуха, сильные ветра, значительные перепады температуры в течение суток, а на территориях, прилегающих к Тихому или Северному Ледовитому океанам, ещё и повышенная влажность.

В таких условиях живут 38 миллионов человек - четверть населения России. Кто бывал в этих регионах, обращал внимание на особый, натуженный звук моторов машин, на густой туман из висящих в воздухе клубов выхлопных газов, перекрывающих видимость. Резиновые колёса при предельно низких температурах крошатся от любого удара, как стекло. Все эти неблагоприятные условия ведут к ухудшению запуска двигателей автотранспорта, парафинизации топлива, повышенной инерционности гидросистем и пневмосистем, понижению ресурса и энергоотдачи электрооборудования. Для эксплуатации в северных районах страны необходимы специальные АТС приспособленные к работе в условиях низких температур и повышенной жёсткости климата.

С началом экономического роста в России северные районы начали настоятельно требовать от производителей автотранспорта обеспечения их автобусами специального исполнения. Первыми на этом рынке начали работать иностранные поставщики, в результате цена и так достаточно дорогих серийных машин взлетела до 150-200 тысяч долларов. Возрождающаяся автобусная промышленность России повернулась лицом к потребителю. Одним из автобусов специального исполнения стал ЛиАЗ-5256. Его изготовитель - завод "ЛиАЗ"- вошёл в концерн "Русавтопром".

Исходя из общения с транспортниками Норильска и других "холодных" регионов, ООО "Ликинский автобус" и инжиниринговая фирма 000 "КОРА" (мы неоднократно писали об этой фирме: АС №10, 12 - 2001г., №1 -2002 г.) сформировали ТЗ на изготовление двух опытных образцов автобуса ЛиАЗ-5256 в "северном" исполнении. Специалистами ООО "КОРА" была разработана конструкторская документация и доработаны два серийных автобуса для северных условий. Задача состояла не только в том, чтобы максимально сохранить серийную машину за счёт необходимой модификации базовой модели, но и в том, чтобы предложить потребителю дополнительные возможности. Причём определённое сочетание доработок должно улучшать потребительские качества автобуса для холодных районов средней полосы, а другое сочетание - для условий Крайнего Севера.

Один из доработанных автобусов такого исполнении, с двигателем Cat. 3116, был представлен на московской международной выставке MIMS-2001, в августе 2001 года. Автобусы стали своеобразной лабораторией на колесах. В них реализовано 56 крупных мероприятий, обеспечивающих эксплуатацию машин в различных условиях. Ни один будущий автобус не будет напичкан техническими решениями так, как эти. На одной машине выполнены системы как для гаражного, так и для открытого хранения; для различных возможностей подогрева топлива, масел, электрооборудования от внешних и внутренних источников энергии и т.п. Это сделано с целью проверки в эксплуатации всех реализованных решений. В дальнейшем заказчик сам определит, какие опции ему пригодятся, а какие лишние.

Для проверки эффективности реализованных доработок и функционирования дополнительного оборудования, по решению руководства "Русавтопрома" и ООО "Ликинский автобус", опытные образцы автобусов были направлены в г. Ханты-Мансийск на эксплуатационные испытания. Они проводились в феврале-марте 2002 года, с привлечением специалистов ООО "КОРА" и ООО "Ликинский автобус". "Северные" машины получили положительные отзывы со стороны работников АТП и перевозимых ими пассажиров. Во время проведения подконтрольных эксплуатационных испытаний были выявлены следующие явные преимущества "северных" автобусов по сравнению с моделями обычного исполнения:
  • не обмерзают окна салона;
  • комфортный микроклимат в кабине водителя;
  • комфортное рабочее место кондуктора;
  • быстрое восстановление микроклимата в салоне автобуса после остановок;
  • возможность прохода водителя в салон автобуса без выхода на улицу;
  • надёжный запуск жидкостного подогревателя при использовании средств облегчения запуска;
  • быстрый прогрев систем двигателя перед пуском;
  • надёжный пуск двигателя, после длительной стоянки с включёнными жидкостным и воздушным отопителями, с использованием импульсного накопителя энергии;
  • поддержание оптимального теплового состояния двигателя во время движения;
  • не образуется "туман" за автобусом от отработавших газов;
  • не попадает вода в воздушный фильтр во время мойки автобуса;
  • отсутствует конденсат в пневмосистеме тормозов;
  • гарантированный положительный баланс электроэнергии;
  • удобный доступ к переднему буксирному устройству.

Сегодня завод "ЛиАЗ" приступил к подготовке производства этих машин, готовясь к скорому всплеску интереса к ним. Пока ни один из его российских конкурентов не предлагает такого количества опций и возможных исполнений автобуса. А, учитывая цены, по показателю "цена-качество" он опережает и зарубежных конкурентов, тем более что во многих решениях в той или иной степени участвуют импортные поставщики с качественными и высокоэффективными компонентами.
Продукция "ЛиАЗа" за последние годы снискала себе репутацию самых качественных российских автобусов, теперь же к этой репутации прибавится репутация производителя, наиболее подготовленного к исполнению желаний покупателя. Те же опции, которые "ЛиАЗ" ещё не освоил в основном производстве, могут осуществляться разработчиком конструкции - фирмой "КОРА".
Так получат ли северяне свой долгожданный автобус? Нам кажется, что на этот вопрос мы ответили. Несомненно, эта работа — лишь начало пути, который придется пройти участникам проекта вместе со всей автомобильной промышленностью, чтобы удовлетворить все требования потребителя, но первый шаг сделан...

Автостандарт №2, 2002 г