Добавить в избранное
Обратная связь


г.
Логотип компании КОРА

__ КОРА // О компании // Новости // Пресса о нас // Новость: Материалы и технологии XXI века

Новость: Материалы и технологии XXI века

Дата: 21 декабря 2001

Материалы и технологии XXI века Автостандарт № 12 2001

Развитие рыночной экономики подорвало монополизм крупных производителей автомобильной техники и призвало на Российский рынок технологии, которые позволили наладить здоровую конкуренцию среди производителей однотипной продукции в условиях общего падения объемов потребления.

Это произошло и в кузовостроении автомобильной техники. Материалы и технологии, ранее неприемлемые для серийного и крупносерийного производства советских времен и воспринимавшиеся как экзотические изыски Запада, стали единственным реальным ответом на изменившуюся ситуацию.

По оценкам специалистов, объемы потребления стеклопластиков в России растут на 15% в год. Эти материалы позволяют в значительной степени диверсифицировать продукцию, иметь широкую гамму дизайнерских решений и быстро проводить технологическую подготовку производства.

В связи с тем, что новые технологии не требуют больших капиталовложений, и в большей степени качество изделий зависит от качества материалов, оснастки и техпроцессов, на российском рынке появились небольшие фирмы, которые стали обеспечивать потребительский автомобильный рынок. Спойллеры, дефлекторы, декоративные накладки, бампера и обтекатели создали рынок стайлинга отечественных автомобилей. Причем к этим изделиям предъявляются жесткие, часто противоречащие друг другу требования: легкость, прочность, безопасность, сопрягаемость, высокие эстетические показатели.

Постепенно эти технологии восприняли и производители самих автомобилей. Автосалон "МIМS-2001" это убедительно показал. Особенно преуспели в этом направлении автобусостроители. "Волжанин 5270", "Валдай - Самотлор", "ПАЗ 5272", "НефАЗ 5299", - вот не полный перечень автобусов, в которых передние маски изготовлены из композиционного материала - стеклопластика.

Чтобы подробней разобраться в наметившейся тенденции, мы побывали на одном из предприятий, выпускающем эти изделия, - в Набережночелнинской фирме "КОРА". "Наша фирма специализируется, в том числе, на конструкторских разработках в области кузовостроения, - рассказывает технический директор ООО "КОРА" Борис Владимирович Сорокин. - Первая крупная разработка стеклопластикового кузова была выполнена нами для инкассаторского автомобиля "Ладога" в 1992 году, который выпускается заводом им. С.М.Кирова в Санкт-Петербурге, но заказчик не принял предложенную конструкцию: слишком оригинальной была концепция бронирования и формообразования. В итоге он потерял 200 кг в грузоподъемности автомобиля. Но эта неудача нас не остановила, мы поняли, что время еще не пришло.

Когда же после дефолта 1998 года автобусостроительные заводы начали вставать на ноги, каждый из них захотел иметь свою оригинальную внешность, наиболее эффективное решение – выделиться передней маской. Мы сразу почувствовали заинтересованность в этом тех заводов, с которыми давно работали. Наше предложение принял Нефтекамский автомобильный завод, разрабатывавший в 2000 году свой автобус. Правда, они остановились на образе, аналогичном автобусу АМАЗ, используя его ветровое стекло.

Перед нами была поставлена задача: применить более современную светотехнику, разработать объединенный бампер и объединенную панель приборов. Кроме того, в связи с низким качеством геометрии стекла, необходимо было конструкцией маски обеспечить надежную установку стекла. А главной задачей была разработка такой оснастки, которая позволяла бы, обеспечив качественную геометрию и исключив применение большого количества шпаклевки и натяжку панелей на каркас, уменьшить трудоемкость сборки автобуса".

В результате тесного взаимодействия с заказчиком ООО «КОРА» удалось быстро решить поставленные задачи. НЕФАЗ, предполагавший сам развернуть производство, проработав вопросы себестоимости организации производства, вышел с предложением развернуть серийное производство на производственных площадях «КОРЫ». Так экспериментальный участок к лету 2001 г. вырос до производственного. И сейчас с поступлением заказов на другие изделия фирма намерена его увеличить до мини-завода с полным технологическим циклом.

Сегодня ООО «КОРА» обеспечивает НефАЗ 25 комплектами масок в месяц (это 150 деталей). В 2002 году в планах производства 300 комплектов и это далеко не предел возможностей.

Нам показали разрабатываемую оснастку на стеклопластиковые крыши для кузовов одного из предприятий, выпускающего спецнадстройки для нефтедобытчиков. Эта оригинальная разработка позволяет изготавливать на одном комплекте оснастки цельные крыши разной длины (до 7 метров). Как заявили специалисты ООО "КОРА", это позволит делать приемлемые по стоимости детали для объемов производства даже 10 - 15 штук одного наименования, так как стоимость оснастки распределится на годовой выпуск 200 - 250 штук разной длины.

На вопрос, почему вообще потребовалась крыша из стеклопластика, ответ был таким: не запотевает, не течет (т.к. нет стыков), не корродирует, легко ремонтируется, не нужно красить (окраска в массе).

Сегодняшние композиционные материалы имеют такую большую гамму свойств, что могут удовлетворить самые разнообразные потребности заказчиков: позволяют обеспечить скоростное схватывание смол, повышенную плотность для силовых элементов или низкоплотную сотовую массу для изолирующих панелей. Эти технологии позволяют делать качественными обе стороны детали (RTМ-технология) или высокопрочные в одном направлении детали - намотки. Из стадии "может быть" композиционные материалы перешли в стадию "только так" и в автомобильной промышленности.

По мнению генерального директора ООО "КОРА" Е.Е. Когана, целесообразность применения в кузовном производстве композиционных, в частности стеклопластиковых, материалов далеко не всегда определяется объемами производства и стоимостью штамповой оснастки. Потребности каждого предприятия уникальны: от ускорения постановки изделия на производство до быстрой сменяемости продукции, от вариантности моделей до использования уникальных свойств материала. Нельзя дать универсальный рецепт. Только полный функционально-стоимостный анализ способен дать полноценный ответ.

Наше посещение фирмы «КОРА» убедило нас, что процессы, происходящие в кузовостроении автомобильных фирм по расширению применения композитов - это не сиюминутная прихоть руководителей предприятий или временно диктуемая необходимость, а долгосрочная тенденция, опирающаяся на технологические возможности, маркетинговую потребность и финансовую целесообразность.

Автор: Марина Захаренко

Автостандарт № 12 2001